Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. В последние годы большое внимание в психологической, педагогической, медицинской науке уделяется изучению стресса, его влияния на личность, на возможные последствия для жизни и деятельности. Ряд специалистов высказывают мнение о том, что стресс не менее опасен для удовлетворённости человеком собственной жизнью, чем физические травмы и болезни.
Особое значение придается психическим стрессорам в связи с тем, что уровень их в современной жизни стал чрезвычайно высоким, так как в ней множество источников психической травматизации человека. Возникает вопрос о том, как стресс влияет на восприятие семьи, любимого дела, что можно сделать для того, чтобы пережитое не стало барьером на пути достижения значимых жизненных целей.
В силовых видах спорта эмоциональное состояние атлета очень важно. От него зависит готовность спортсмена к тренировочному процессу, выступлению на соревнованиях и эффективности восстановления.
Стресс и его последствия в своих исследованиях отразили Ю. Александровский, Л. И Анцыферова, Ф. Е Василюк, Д. Калшед, В.М. Кровяков, С.Ковалев, Н.И. Козлов, Н.Д. Лакосина, В.Д Менделевич, В.Н. Мясищев, Н.В.Тарабрина,Г.К. Ушаков и др.
Однако работ, посвящённых психологическим методам борьбы со стрессом в силовых видах спорта, к настоящему времени недостаточно.
В связи с вышеизложенным, тема данного исследования является актуальной и перспективной.
Цель исследования: определить эффективные психологические методы борьбы со стрессом в силовых видах спорта на основе результатов экспериментальной работы.
Объект исследования: методы борьбы со стрессом
Предмет: психологические методы борьбы со стрессом в силовых видах спорта.
Задачи исследования:
1. Определить важнейшие особенности тренировочной и соревновательной деятельности в силовых видах спорта.
2. Дать характеристику стрессовому состоянию.
3. Провести экспериментальное исследование влияния различных стрессоров на представителей силовых видов спорта.
4. Разработать психологические методы борьбы со стрессом в силовых видах спорта.
Методы исследования: теоретический анализ психологической литературы, тестирование.
Структура работы: данная курсовая работа содержит в себе введение, две главы основной части, заключение, список используемых источников, приложение.
ГЛАВА 1. Теоретические основы борьбы со стрессом в силовых видах спорта
1.1. Теоретические основы тренировочной и соревновательной деятельности в силовых видах спорта
Деятельность спортивного психолога, направленная ни снижение стрессовых факторов в силовых видах спорта, должна учитывать специфику подготовки спортсмена в данных видах, а также соревновательный компонент.
К настоящему времени направления силовых видов спорта включают в себя тяжёлую атлетику, пауэрлифтинг и отдельные упражнения в нём, армлифтинг, армреслинг, и другие, а также некоторые дисциплины смежных видов спорта (например, толкание ядра в лёгкой атлетике). Согласно словарю «Психофизиология профессиональной деятельности», составленному Е.В.Трифоновым (1996), сила человека – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему. В составе общей силы различают: физическую силу, психическую силу, духовную силу. Проявление каждого вида силы зависит от специфических усилий, используемых для преодоления или противодействия сопротивлению. Это, в первом случае физические усилия, во втором – душевные и психические усилия, в третьем – духовные и нравственные усилия [6, c. 82].
Многие авторы классических учебных пособий по теории и методике физического воспитания указывают, что основным средством по развитию силовых качеств являются упражнения с преодолением сопротивления [7, 11]. В связи с этим силовые упражнения целесообразно разделить на две группы:
- упражнения с внешним отягощением (использование других предметов, возвышений, мягкой неустойчивой поверхности, сопротивления партнера и т.д.);
- упражнения с использованием веса собственного тела.
Существует также вариант, когда вес собственного тела дополняется внешним весом (использование утяжелителей, эспандеров и др.) [7, c. 110].
При определении мышечной силы очень важно отметить, в каком именно режиме работают мышцы. В разных режимах величина мышечной силы может отличаться до 100%. Во время выполнения силовых упражнений, спортсмен может поднимать, опускать или удерживать различные веса. Соответственно, мышцы будут работать в разных режимах. Если в процессе силового упражнения, т.е. преодоления внешнего сопротивления, мышцы человека сокращаются, то здесь можно говорить о преодолевающем режиме работы. А если происходит увеличение длины мышечного волокна, то это уступающий режим. Такое происходит, например, у тяжелоатлетов при удержании очень тяжелых грузов. Оба этих режима работы мышц называют динамическим [10, c. 39].
Так как в упражнениях мышцы осуществляют работу разного характера и в различных режимах, должны применяться методы развития силы, которые непосредственно отражают двигательную деятельность атлетов, силовую подготовку как развитие силы мышц, несущих основную нагрузку в специализированном упражнении, при помощи средств, в которых сохраняются специфическая структура этого упражнения и характер нервно-мышечных напряжений. Поскольку во многих случаях двигательная деятельность спортсменов проявляется в выполнении статических и динамических упражнений, в практике, в соответствии с режимами работы мышц, используют метод статической и динамической тренировки. Для развития статической силы применяются упражнения изометрического характера [9, c. 105]. Авторы метода изометрических упражнений исходят из того, что сила проявляется соответственно величине напряжения: чем больше сопротивление, тем больше усилие, направленное на него. По мнению ряда авторов, изометрические упражнения следует применять в виде около максимальных или максимальных напряжений длительностью 5–6 секунд. Упражнения выполняются не более чем в 5–6 подходах с 3–4 повторениями. Отдых между повторениями составляет 5–10 секунд, а между подходами около 2–3 минут. При использовании изометрических упражнений рост силы будет преимущественно в том положении тела, в котором проводится тренировка [7, 9, 10].
Силовая тренировка также предполагает использование специальных упражнений и приспособлений (рис.1.1).
Рис. 1.1. Общие основы подготовки представителей силовых видов спорта [8]
В соревновательной практике представителей силовых видов спорта также существует ряд отличительных особенностей. Так, как правило, перед соревнованиями спортсменам силовых видов спорта необходимо войти в соревновательную весовую категорию. Если вес спортсмена незадолго до начала соревнований немного превышает необходимый уровень, в последние дни или даже часы приходится соблюсти ряд ограничений, что, безусловно, отразится на психологическом состоянии атлета.
Целью соревновательной деятельности в силовых видах спорта является демонстрация максимального силового результата (например, поднятие максимального для спортсмена веса штанги). Это вызывает необходимость определённого психологического состояния, в котором спортсмен способен максимально мобилизовать собственные усилия.
Также психологу следует учесть, что в соревновательной деятельности в силовых видах спорта в большинстве случаев спортсмен участвует самостоятельно, а не командой. Даже если на соревнования приезжает команда, её выигрыш зависит от индивидуальной борьбы каждого спортсмена [10].
В целом тренировочная и соревновательная деятельность представителей силовых видов спорта требует от атлетов определённого психологического настроя. При этом наличие психологических стрессоров может негативно повлиять на спортивные результаты.
1.2. Стрессовые состояния и их влияние на поведение и деятельность человека
В психологическом словаре стрессовое состояние определяется как единое понятие и означает вред, который нанесён психическому здоровью в результате значительного негативного воздействия каких – либо факторов среды или стрессовых воздействий окружающих людей [36].
Стрессовое состояние, по мнению В.Д.Менделевича, вызывается таким событием, которое касается наиболее значимых сторон жизни человека и приводит к серьезным психологическим переживаниям.
Он описал такие характеристики стрессового состояния:
— его интенсивность;
— смысл переживаний;
— насколько оно значимо и злободневно;
— степень патогенности;
— внезапность возникновения и острота;
— временная продолжительность;
— вероятность повторяемости;
— взаимосвязь с личностными особенностями [18].
Другой исследователь Г.К. Ушаков называет стрессовое состояние внутренним конфликтом, появляющимся на соматически измененной основе в первую очередь у людей, склонных психогениям [4].
Н.И. Козлов считает, что при стрессовом состоянии нет нарушений психики, у человека проявляется способность адекватно принимать жизненные решения, ориентироваться в трудной ситуации, эффективно разрешать проблемы. Автор пишет о том, что в медицинской научной литературе понятия «стрессовое состояние» нет, как нет и критериев брутальности его нанесения.
Стрессовое состояние – это травма, которую человек получает в трудной жизненной ситуации, связанной с риском для жизни и здоровья, проблемами близких и родных. Последствия могут оставаться на всю жизнь на уровне психосоматических нарушений, качественно меняя жизнь во всех его проявлениях.
Можно рассматривать стрессовое состояние и как последствия такого жизненного события, на которое человек не может повлиять, ощущая бессилие и беспомощность, невозможность что‑то изменить. Нормально существовать, общаться с окружающими, полноценно работать становится невозможно.
Попадая в трудную жизненную ситуацию, человек использует различные стратегии совладания и системы психологических защит, активизирует внутренние ресурсы, чтобы преодолеть ее.
У человека может возникнуть состояние шока с проявлениями торможения функций организма, замирания, оцеп
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников
1. Ануфриева, Е.В. Ресурсная арт-терапия с применением пластичных материалов в работе со стрессовым состоянием клиентов // Практическая психология в России и за рубежом. Сборник научных трудов Российского университета транспорта (МИИТ). Под редакцией М.Ю. Быкова, О.И. Каяшевой, Н.В. Николаевой. Санкт-Петербург, 2018. Издательство: ООО «НИЦ АРТ» (Санкт-Петербург). – 2018. – С.71-74
2. Бабаева, З. О. Оторванность от жизни. Тренинги по профилактике стресса как актуальное направление в социальной работе / З. О. Бабаева, Т. Н. Магдиева // Наука и Мир. – 2016. – Т. 2. – № 8. – С. 115–116.
3. Башенкова, Л. А. Диагностика синдрома эмоционального выгорания и мероприятия, направленные на его предупреждение / Л. А. Башенкова, Е. В. Кухарская // Среднее профессиональное образование. – 2018. – № 11. – С. 43–48.
4. Беляева Е.А., Рыжкова И.В. Профессия и ее влияние на стрессоустойчивость личности // Специалисты АПК нового поколения. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. 2018. Издательство: ООО «ЦеСАин». – 2018. – С. 66-69.
5. Бойко, В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении [Текст] / В.В. Бойко. – СПб.: Питер, 2009.
6. Бондаренко, A.A. Пути повышения силовой подготовки атлетов Текст. / A.A. Бондаренко // Пауэрлифтинг. 2009. - № 6. - С. 5-7
7. Гришина, Ю.И. Основы силовой подготовки Текст. / Ю.И. Гришина. -М.: Феникс, 2011.-288 с.
8. Гузь, С.М. Средства и методы развития силы на этапе начальной спортивной специализации в силовом троеборье/ Гузь С.М., Хуббиев Ш.З. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2009. -№ 12(58).-С. 40-46.
9. Гульянц А.Е. Методика круговой тренировки силовой направленности в системе физического воспитания студентов: Автореф. дис. канд. пед. наук. М, 1988. - 27с.
10. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. – М., 2002
11. Журова, И.А. Влияние спорта на формирование личности / ИнтерЭкспо Гео-Сибирь. – 2014. – №2. – Т. 6.
12. Лапина И. А. Эмоциональное выгорание: причины, последствия // Молодой ученый. – 2016. – №29. – С. 331-334. — URL https://moluch.ru/archive/133/37222/
13. Леонова, А. Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции [Текст] / А.Б. Леонова // Психологический журнал. – 2004. – Том 25. – № 2. – С. 75-85.
14. Общая психокоррекция: Учебное пособие / Мандаль Б.Р. – М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 348.
15. Орел, В. Е. Синдром психического выгорания личности [Текст] / В.Е. Орел. – М.: Институт психологии РАН, 2016.
16. Осипова, В.Н. Возрастная физиология и психофизиология: учебное пособие.- М.: МГИУ, 2010. – 190 с.
17. Попова, А.В. Работа с эмоциональным состоянием человека в деятельности карьерного консультанта // Фундаментальные и прикладные научные исследования: перспективные направления. Материалы международной научно-практической конференции. Ответственный редактор А.А. Зарайский. 2018. Издательство: «Академия Бизнеса» (Саратов). – 2018. – С. 146-149.
18. Формирование, развитие и коучинг эмоциональной компетентности в управлении персоналом организации: Монография. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 218 с.
19. Хныкина, В.В. Стресс как проявление профессиональной деформации // Смысл, функции и значение разных отраслей практической психологии в современном обществе. Сборник научных трудов. под ред. Е. Н. Ткач. 2017. Издательство: Тихоокеанский государственный университет (Хабаровск). – 2017. – С. 191-193